Новости палаты

О правовом воспитании школьников

13 апреля 2023 г.

Новости палаты
Адвокат Седьмой коллегии адвокатов Омской области Синиченкова Елена Валерьевна поделилась опытом правового воспитания в школах

             - Елена Валерьевна, расскажите о своей профессиональной деятельности, давно ли осуществляете адвокатскую практику, по какой категории дел работаете?

             - Адвокатов в моей семье не было, юристов тоже не было, я юрист в первом поколении. Моя трудовая деятельность началась с Кировского районного суда, а адвокатом я работаю уже более 20 лет. Занимаюсь делами разных категорий, но больше нравится цивилистика, одно время активно занималась международным правом, в общем, спектр деятельности довольно обширный.

             - Вы на постоянной основе посещаете образовательные учреждения и проводите встречи правового просвещения со школьниками. Как и почему Вы пришли к такому решению?

             - Не могу сказать, что на постоянной, поскольку специфика нашей деятельности не позволяет уделять этому столько времени, сколько хотелось бы. Я сама мама четверых детей, для меня эта тема довольно актуальная, и началось это с преподавательской деятельности в Омском государственном техническом Университете. В Университете я преподавала всего год, поскольку в силу загруженности сложно совмещать адвокатскую и преподавательскую деятельность. Ребята у меня были после одиннадцатого класса, которых особенно никто не хотел брать в силу сложностей в работе с ними. Но у меня проблем с ними не было никаких. Уроки у меня всегда были нестандартные, на уровне примеров из практики и ролевых игр. И я считаю своей гордостью и достижением, что у меня не было ни одного срыва семинаров и лекций. Ребята всегда ходили на занятия с удовольствием, включались в работу, задавали много вопросов.

             Адвокатская палата Омской области ежегодно участвует в акции «День правовой помощи детям». Однажды мне выпала возможность быть представителем палаты в рамках этой акции и с тех пор, уже около пяти лет, я занимаюсь волонтерской деятельностью и посещаю образовательные учреждения, когда у меня есть время, и когда в этом есть потребность у школы. Раньше я проводила занятия в школе в г.Омске, сейчас я проживаю в поселке Новоомский и провожу занятия в «Новоомской СОШ». В этой школе очень контактный директор - Грабер Диана Юрьевна, с ней было легко найти общий язык, она очень болеет за детей, и ей тоже эта тема стала интересной. В этой школе я пока провела одно занятие, но планирую проводить занятия на постоянной основе.

          - Вы уже рассказали о том, как выстраивали взаимоотношения со студентами, а в какой форме Вы взаимодействуете с детской аудиторией? Для школьников какой возрастной категории проводите занятия правового просвещения?

          - Со школьниками, по сути, точно также. Я столкнулась с таким моментом, что многие взрослые не очень внимательно подходят к состоянию души детей и каким-то их просьбам. В результате многие дети прячутся сами в себе, отсюда возникают проблемы. Когда с детьми разговариваешь на равных, интересуешься, в чем они нуждаются, тогда дети раскрываются. Категории детей абсолютно разные, мы их не смешиваем. Это либо 7-8 классы, либо 9-10 классы. У них уже совершенно разное восприятие. У 7-8 классов - более детский акцент, просят больше освещать административную практику. Для старшего звена - вопросы посерьезнее. Изначально мы ставим какой-то вектор для занятий, но не всегда этот вектор сохраняется. Дети начинают уводить туда, что им интересно, я рассказываю о том, что волнует самих детей.

          - Можете выделить какие-то темы, которые особенно интересуют ребят?

         - Сейчас многих детей интересуют семейно-родительские взаимоотношения. Дети говорят, что родители их не слышат, и отсюда иногда вытекают проблемы, они уходят на улицу, к друзьям, начинают собираться в «стайки», а «стайки» иногда бывают озлобленные, и дети сами это рассказывают. Они кричат о помощи, но их не всегда слышат. Порой дети боятся обратиться к старшим. Именно поэтому такие лекции и важны. Здесь их никто не ругает, мы отвечаем на вопросы, которые они не всегда могут озвучить. Обычно лекция рассчитана на академический час, но у меня, как правило, она затягивается до полутора часов, потому что у ребят возникает много вопросов. Здесь есть не только юридические, но даже психологические моменты. Я никого не обделяю, сколько есть детей, столько вопросов и решается.

        - На Ваш взгляд, какая основная цель проведения таких мероприятий?

        - Наверное, нельзя выделить какую-то одну цель. Хочется объяснить детям, что можно, а что нельзя, донести до них, что есть определенные рамки поведения, и чтобы они умели себя в этих раках держать. И, конечно, прежде всего, это живое общение. Дети к этому тянутся, они не изменились, они какими были детьми 200 лет назад, такими и остались. Если обобщить, то можно сказать, что целью является формирование правопонимания, правопослушного поведения и социализация ребят в обществе. И, в конце концов, дать базовые знания о том, как выйти из трудной ситуации. Я твердо уверена, что в школах такие мероприятия должны быть обязательно.

       - Коллеги поддерживают Вашу идею правового просвещения молодого поколения?

        - Состав нашей коллегии обновился, пока я занимаюсь этим одна. Но некоторые, особенно молодые коллеги, задают вопросы, и готовы принимать участие и в оказании бесплатной юридической помощи, и проводить уроки правового просвещения для школьников. Думаю, будем развивать это направление.

        - По Вашему мнению, исходя из взаимодействия с образовательными учреждениями в рамках правового просвещения, проявляют ли ребята интерес к профессии адвоката?

        - Пока ребята с профессией близко не сталкиваются и в силу возраста, глубокого ее понимания у них, конечно, нет. Но у детей всегда возникают вопросы: «А сколько Вы работаете»? «Какие дела ведете»? «Расскажите случай из практики», им это все очень интересно. Могу сказать, что у меня дочь учится в 7 классе и собирается пойти по моим стопам, старшая дочь работает юристом, племянник учится на юридическом факультете и планирует в дальнейшем получить статус адвоката. Так что, можно сказать, у нас уже формируется юридическая династия.

        - Что хотели бы пожелать молодому поколению?

        - Хочу пожелать, чтобы дети слышали сами и были услышаны теми, до кого они хотят достучаться, чтобы не боялись обращаться за помощью в решении своих проблем. Это, конечно, во многом зависит от нас - взрослых. Возможно, как раз такие лекции в этом и помогут.